Сообщество клиентов Сбербанка

Неофициальный блог для клиентов Сбербанка России: перевод с карты на карту, выбор кредита или дебетовой карты Сбербанка, условия и стоимость обслуживания в Банке, оформления ипотеки, комиссии и тарифы

Главное меню

Какие тренды и факторы могут негативно повлиять на Сбербанк в ближайшие годы

  • Категория:
  • Автор:
  • Рейтинг:
    5.0/2

Замедление экономики и волатильность рынков На всех рынках присутствия Сбербанка — в России, Турции, Украине, Белоруссии, Казахстане, а также в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) — прогнозируется снижение рентабельности банковского рынка.

Вызовы для Сбербанка

На всех рынках, кроме рынков СНГ, снижение маржи составит более 1 п.п. Эта тенденция во многом нивелирует положительный эффект достаточно высоких темпов роста активов, который, в свою очередь, потребует соответствующего увеличения расходов на развитие бизнеса и дополнительного капитала. На основном для Сбербанка рынке РФ снижение маржи также будет сопровождаться снижением темпов роста активов, что приведет к обострению конкуренции и возрастанию влияния на текущие показатели банковской си стемы портфеля проблемных активов, накопленных ранее.

Показатели банковских рынков стран присутствия Сбербанка: исторические данные и прогнозы

Изменение технологий, моделей поведения и предпочтений клиентов Радикальное изменение технологий, в первую очередь в области Интернета, цифровых, мобильных и социальных платформ, обуславливает значительные изменения в предпочтениях клиентов, их моделях поведения и принятия решений.

Это создает новые вызовы и возможности для Сбербанка:

  • для всех клиентов (особенно розничных и представителей малого и микробизнеса) становится критичным доступ к банковским услугам в любой момент времени и из любой точки, в которой они могут находиться, с использованием любой предпочтительной ими технологии;
  • резко возрастают ожидания и требования клиентов с точки зрения оперативности взаимодействия с банком, а также персонализации и кастомизации предложений;
  • как физические, так и юридические лица ожидают все большего уровня удобства банковских услуг, а также их интеграции с бизнес-процессами и своим ежедневным поведением.

Все большую ценность приобретает время;

  • существенно возрастает скорость доступа клиентов к любому объему информации. С одной стороны, это делает для них более простым сравнение ценовых и других параметров продуктов. С другой стороны, это ведет к перегруженности информацией и росту влияния эмоциональных и репутационных факторов при принятии решений.

Важную роль в этих процессах играет развитие социальных сетей;

  • растет уровень навыков и финансовой грамотности клиентов. В частности, у многих корпоративных клиентов формируются высококвалифицированные финансовые службы, а также появляется прямой доступ на рынки капитала и финансовых продуктов;

Клиенты становятся менее однородными: все эти тенденции проявляются с разной скоростью для различных групп клиентов, что делает необходимым одновременное поддержание множественных моделей обслуживания и работы с клиентами. В этих условиях традиционные сильные стороны Сбербанка (масштабы бизнеса и филиальной сети, бренд и пр.) будут уже не так важны для клиентов.

Возрастает угроза потери отношений с клиентами из-за недостаточно глубокого понимания их предпочтений и потребностей. Становится критичным развитие удаленных каналов обслуживания и цифровых продуктов и сервисов.

Возрастающая конкуренция

В условиях снижения прибыльности банковского бизнеса и изменения потребностей клиентов на розничном рынке будет усиливаться конкуренция как со стороны традиционных участников, так и со стороны новых игроков — «нишевых» банков и небанковских организаций, которые начинают выходить на финансовый рынок, применяя новые высокотехнологичные бизнес-модели.

Традиционные участники рынка

Банки с традиционными бизнес-моделями окажутся в наиболее сложном положении и будут стараться сохранить свои позиции, адаптироваться к новым тенденциям. Банки с государственным участием будут относительно более стабильны за счет широкого клиентского охвата, развитых сетей и поддержки со стороны государства.

Крупные универсальные частные и иностранные банки потеряют позиции или же найдут пути для консолидации. Более успешными будут стратегии на усиление отдельных сегментов, в частности розничного бизнеса, или фокусировки на узких продуктовых или региональных рынках. Следует ожидать продолжения тренда на консолидацию банковской системы, но она, очевидно, будет проходить достаточно медленно.

«Новые» розничные банки

Бурное развитие рынка потребительского кредитования привело к появлению группы банков, которые в ближайшие 5 лет будут наиболее активными на розничных рынках. Среди них можно выделить «нишевые» розничные банки со специфическими бизнес-моделями (в первую очередь, так называемые банки POS-кредитования, банки, использующие прямые модели работы с клиентами, дочерние банки автоконцернов), а также банки с большой сбытовой сетью и/или большим количеством клиентов, привлеченных з а с чет ранее созданного небанковского бизнеса (телекоммуникационные компании, розничная торговля).

И те и другие обладают современными технологиями, гибкими моделями управления и принятия решений, глубоко интегрированы в удаленные каналы, имеют большой потенциал использования клиентской информации для формирования персонифицированных предложений клиентам. На эти банки уже приходится существенная доля роста объемов розничного бизнеса, и мы ожидаем продолжения этой тенденции в будущем.

Небанковские организации

Потенциально наибольшая угроза для традиционных банков и Сбербанка исходит от проникновения на рынок финансовых услуг небанковских организаций. Они опираются на технологические инновации, предлагают клиентам новые модели и стандарты обслуживания, при этом несут значительно меньшую регулятивную нагрузку по сравнению с традиционными банками.

В первую очередь, Сбербанк ожидает конкуренцию от небанковских организаций на рынках платежей. Так, значительная часть платежей населения через дистанционные финансовые сервисы сейчас проходит через небанковские терминалы.

Новые технологии как фактор конкуренции на финансовых рынках

Появление новых технологий создает конкуренцию традиционному банковскому бизнесу. По мере того как среди клиентов банков начинают преобладать поколения людей, выросших уже после широкого распространения цифровых технологий, кардинально меняется ландшафт финансовых услуг. Финансовые продукты по своей сути виртуальны и как нельзя лучше подходят под модели мгновенной персонализации и электронной дистрибуции, использующие сеть Интернет.

Современные технологии также делают возможным внедрение новых бизнес-моделей, связанных с новыми формами совершения транзакций (платежные решения и электронные кошельки), новыми формами посредничества (агрегаторы банковских услуг) или же отказа от него (краудфандинг, peer-to-peer- кредитование). Также важнейшую роль играет развитие социальных сетей, мобильных технологий и устройств.

Новые технологии как фактор конкуренции на финансовых рынках

Мы ожидаем бурного развития новых предложений, основанных на современных технологических решениях, на финансовых рынках, что создает очень значимые потенциальные риски потери клиентской базы и снижения рентабельности традиционных банковских моделей работы.

Недостаточно высокая эффективность работы

Серьезным вызовом для Сбербанка является его недостаточно высокая эффективность в управлении расходами.

Эффективность по расходам Сбербанка и ведущих мировых банков

Уровень эффективности Сбербанка в 2012 г. был близок к среднему уровню эффективности банков развивающихся стран. Данное положение может оказаться достаточно хрупким на горизонте 5 лет. На сегодняшний день показатели соотношения операционных расходов к операционным доходам или к активам Сбербанка уступают уровню ряда сопоставимых зарубежных банков. Это особенно ярко видно при сравнении показателей Сбербанка с показателями некоторых высокотехнологичных финансовых институтов.

Более того, в последние годы Сбербанк демонстрировал достаточно высокие показатели темпов роста расходов, обусловленные потребностями программы модернизации. Замедление темпов роста рынка и снижение маржи при условии сохранения высоких темпов роста расходов создают риск снижения рентабельности Банка в целом.

Регулирование

Важным фактором, потенциально сдерживающим рост банковского бизнеса, являются дополнительные требования регулирующих органов в странах присутствия Сбербанка: новое глобальное и региональное регулирование с целью снижения рисков финансовой системы («Базель III») значительно повысит требования и ужесточит контроль за соблюдением нормативов достаточности капитала, ликвидности активов, обеспечения ссудных портфелей.

Вводятся ограничения на ведение банками некоторых видов бизнеса, а сами процедуры регулирования усложняются. Усиливается надзор за крупными, системно-значимыми финансовыми группами, холдингами и кредитными институтами. При этом в рамках консолидированного надзора и взаимодействия между регуляторами различных стран будет развиваться практика проведения сквозных проверок финансовых институтов, входящих в одну банковскую группу в нескольких странах присутствия; контрольно-надзорные органы во многих странах также вводят дополнительные меры по защите прав клиентов: усиливают требования к полноте и прозрачности раскрываемой информации по продуктам, вводят ограничения на максимальные процентные ставки, стремятся обеспечить наиболее простой переход клиентов между банками, вводят прочие ограничения.

В результате новых трендов в области банковского регулирования банки будут вынуждены осуществлять дополнительные затраты для соблюдения всех требований, что приведет к дополнительному давлению на капитал. Кроме того, будут усиливаться ограничения на использование персональной информации о клиентах, расти расходы на защиту персональных данных. Сбербанку необходимо научиться действовать эффективно в этих условиях, заблаговременно спланировав работы по обеспечению соответствия требованиям регуляторов и минимизации негативного влияния возникающих ограничений.

Возрастающая сложность и масштабы бизнеса

За последние годы Сбербанк прошел через масштабную трансформацию, что значительно увеличило сложность бизнеса и его масштаб, в частности: существенно расширилась география ведения бизнеса: Сбербанк превратился в международную финансовую группу. Международные активы уже составляют более 12% совокупных активов Группы, прибыль — около 7%. Сбербанк присутствует в 22 странах; значительно расширилась линейка направлений бизнеса и предоставляемых услуг, появились новые направления: страхование, кредитование в точках продаж (через приобретение банка «Сетелем»), продукты инвестиционного банка и глобальных рынков (через приобретение компании «Тройка-Диалог»); увеличились количество и глубина использования различных каналов обслуживания клиентов: кроме традиционных офисов мы построили полноценные интернет-банк и мобильный банк, приобрели одного из лидеров на рынке электронных платежей — компанию «Яндекс.Деньги».

В результате существенно изменилась и структура операций: в удаленных каналах осуществляется порядка 80% всех клиентских транзакций, что существенно усиливает риск мошенничества и другие операционные риски, повышает требования к системам безопасности и требует пристального внимания со стороны менеджмента; индивидуальные особенности разных клиентских сегментов диктуют необходимость внедрения разных моделей обслуживания; рынки и конкуренция становятся более динамичными, что требует большей оперативности в принятии решений. Это создает потенциальные противоречия между различными измерениями модели управления Банка (география, функция, бизнес-направление); сильно усложнилась юридическая структура Группы.

В рамках последующего периода развития Сбербанка предстоит найти ответы на эти вызовы с тем, чтобы сделать масштаб и охват операций Сбербанка источником преимущества, а не ограничителем роста и развития .

* * * Подводя итоги, можно сказать, что Сбербанк вступает в новый этап своего развития в существенно лучшей форме, чем он был в конце 2008 года. Сегодня он — активный, динамично развивающийся банк в России, заметный игрок на международном рынке. Многое сделано за прошедшие 5 лет в рамках программы комплексной модернизации, банк стал более технологичным и удобным, повернулся лицом к клиенту, создал основу для стабильного долгосрочного роста.

При этом остался ряд не в полной мере решенных задач, а программа модернизации Банка еще не полностью завершена. Новые вызовы создают для существенные риски. Одновременно многие из них также создают и большие возможности. Понимание этих рисков и возможностей нашло свое отражение в новой Стратегии развития Сбербанка. И если 5 лет назад Банк делал выбор между инерционным развитием и модернизацией, то сегодня очевидно, что для будущего успеха Банка одних усилий по завершению программы модернизации будет недостаточно.

Похожие материалы по теме О Сбербанке:

28.12.2014, 18:49
Глобальные IT-программы Сбербанка – сложности и перспективы реализации
15.01.2013, 08:31
Как оплатить налог через терминал Сбербанка: подробная инструкция по оплате квитанций
15.04.2013, 08:01
Что такое «овердрафт» по счету банковской дебетовой карты Сбербанка?
22.01.2013, 08:41
Банковская ячейка в Сбербанке: надежное хранение денежных средств и ценных вещей
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будьте первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar