Инновационные предложения сотрудников Сбербанка за последний год позволили ему сэкономить 7 млрд руб., или порядка 3% прибыли. Авторов идей Сбербанк поощрил на 23,1 млн руб. Для повышения эффективности банка идей и собственной работы Сбербанк теперь готов принимать предложения от клиентов.

Сбербанк опубликовал результаты второго года функционирования интерактивной площадки для сотрудников «Биржа идей». Эта система была внедрена осенью 2009 года для аккумуляции рационализаторских предложений сотрудников об увеличении эффективности работы банка и сокращении его расходов. Если по результатам первого года работы отдача от внедрения идей сотрудников составила 1 млрд руб., то по итогам второго (с октября 2010-го по октябрь 2011 года) прибыль составила уже 7 млрд руб. Для сравнения: чистая прибыль Сбербанка за восемь месяцев текущего года составила 225,8 млрд руб.

Расходы Сбербанка на создание и запуск сервиса «Биржа идей» за все время его существования составили порядка 17 млн руб. На выплаты авторам идей за второй год работы Сбербанк израсходовал 8,1 млн руб. В прошлом году в банке не раскрывали суммы выплат, указывая только то, что на год в смете на эти цели было выделено 6 млн руб. Гонорар зависит от экономического эффекта идеи (25% выплачивается до внедрения, если предложение признано эффективным, 75% — после).

Диапазон выплат за инновационные предложения составляет 200—400 тыс. руб., за рационализаторские предложения установлена разовая выплата 30 тыс. или 50 тыс. руб.— в зависимости от того, на каком уровне (по всему Сбербанку или одному территориальному) они внедряются.

Кроме того, установлена система премирования за лучшие проекты — максимальная премия равна 200 тыс. руб. и выплачивается лучшему рационализатору года. В этом году им стал работник московского банка Сбербанка, предложивший использовать для хранения кредитных досье заемщиков не папки-скоросшиватели, а полиэтиленовые файлы, эффект от этой идеи был оценен в 30 млн руб. Всего на премии Сбербанк за год израсходовал 15 млн руб., таким образом, общий размер выплат авторам идей за год составил 23,1 млн руб.

Тем не менее эффективность сервиса оставляет желать лучшего: из почти 80 тыс. идей, предложенных в рамках проекта, приняты были только 8 тыс., то есть всего лишь 10%. Вероятно, именно поэтому Сбербанк решил расширить аудиторию потенциальных инноваторов за счет предложений клиентов банка через сайт. Тем более что в отличие от предложений, внесенных персоналом, идеи клиентов для Сбербанка бесплатны.

За семь месяцев клиенты предложили 5,2 тыс. улучшений, однако информацию о том, какая часть из них была использована, в банке не раскрывают. По данным Сбербанка, треть всех идей клиентов Сбербанка относятся к работе интернет-банка, 15% — банковских карт, 10% — кредитных продуктов, 9% — работы банкоматов, 6% — приема платежей. На предложения по вкладам, мобильному банку и развитию сайта Сбербанка приходится по 4% всех идей.